Мелкая и средняя буржуазия
Семейно-брачные отношения мелкой и средней буржуазии строятся на той же основе — товарно-денежной связи и отношениях. Способом общественного самоутверждения средней и мелкой буржуазии является стремление к социальному восхождению, а его механизмом — социальная мобильность в буржуазно ограниченных формах. Социальная мобильность задает цели и смысл семейному существованию и образу жизни мелкой и средней буржуазии, определяет способ жизнедеятельности и характер семей-но-брачных уз и кровно-родственных связей. Притом социальная мобильность путем накопления капиталов промышленной деятельностью в условиях государственно-монополистического капитализма в значительной степени исключается, потому что мелкопредпринимательская деятельность представляет сейчас интенсивно сокращающийся сегмент. Если в начале XIX века, например, 80 % американцев были независимыми предпринимателями, то в 1950 году они составили только 18 %, в 1960 году— 14 %, в 1970 году — 9 % (см.: Замошкин Ю. А. Личность в современной Америке: опыт анализа ценностных и политических ориентации. М., 1980. С. 35—36). Значит, остается сфера мелкотоварного обращения и услуг, массовая культура, иногда общественно-политическая деятельность. Значительное место занимает должностное продвижение в системе промышленной и государственной бюрократии. Особое значение для деятельности в указанных сферах имеет культурная подготовленность, профессиональная компетентность, коммуникативные и лингвистические способности. Поэтому основным средством социальной мобильности выступает получение образования. Семья (наряду со школой) является тем социальным институтом, где осуществляется предварительная подготовка нужных индивидуальных качеств, так называемо! «человеческого капитала»